ПОЛОЖЕНИЕ
о мемориальном музее К.П.Орловского
Государственного учреждения образования
«Мышковичская средняя школа»
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 Музей Государственного учреждения образования «Мышковичская средняя школа» (далее – учреждение образования) образован с целью выявления и сохранности на постоянной основе музейных предметов, научно вспомогательных и вещественных материалов, их изучения, учета, экспонирования и популяризации для осуществления образовательных задач учреждения образования.
1.2 Адрес местонахождения музея: 213944, Республика Беларусь, Могилевская область, Кировский район, аг. Мышковичи, пер. Школьный, д.1а.
1.3 Музей учреждения образования выполняет следующие задачи:
создание условий для гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания учащихся;
развитие мотивации учащихся к изучению истории страны и малой родины;
получение практических навыков поисково-исследовательской, фондовой, экспозиционной и экскурсионной деятельности;
содействие профессиональной ориентации учащихся.
1.4 Основные функции музея учреждения образования:
использование музейных предметов и музейных коллекций в образовательном процессе;
комплектование и учет музейных фондов;
обеспечение сохранности историко-культурных ценностей родного края;
организация поисково-исследовательской деятельности с целью всестороннего изучения истории Кировского района;
организация культурно-просветительской и общественно-полезной деятельности среди учащихся и их родителей, общественности.
1.5 Музей в своей деятельности руководствуется Кодексом Республики Беларусь об образовании, Кодексом Республики Беларусь о культуре, уставом учреждения образования, другими актами законодательства Республики Беларусь и данным положением.
1.6 Музей учреждения образования осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими структурными подразделения, учреждениями системы образования и культуры, государственными и общественными организациями, исходя из профиля деятельности.
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЯ
2.1.Музей учреждения образования создается, реорганизуется, прекращает свою деятельность в соответствии с уставом учреждения образования на основании приказа руководителя учреждения образования согласно заключению уполномоченной комиссии.
2.2. Обязательными условиями для функционирования музея учреждения образования является наличие:
концепции музея учреждения образования;
не менее чем 100 (сто) оригинальных музейных предметов, собранных и зарегистрированных в главной инвентарной книге (книга поступления музейных предметов основного фонда)
отдельного помещения (не менее 25 кв.м) и оборудования, которое обеспечивает сохранность музейных предметов;
педагогического работника, который осуществляет вместе с активом учащихся систематическую поисково-исследовательскую, фондовую, экспозиционную, культурно-просветительскую работу;
собранной и зарегистрированной в инвентарной книге коллекции музейных предметов, которые дают возможность создавать музей выбранного профиля.
2.3 Общее руководство деятельностью музея учреждения образования осуществляет директор учреждения образования, заместитель директора по воспитательной работе, непосредственную практическую деятельность – педагогический работник (далее – руководитель музея), который назначается директором.
2.4 Музей учреждения образования организует деятельность согласно концепции развития и годовому плану работы в соответствии со следующими направлениями: фондовая, экспозиционная, экскурсионная, культурно-образовательная.
2.5. На базе музея может создаваться совет музея, в состав которого могут входить педагогические работники, учащиеся.
ГЛАВА 3. КОМПЛЕКТОВАНИЕ И УЧЕТ МУЗЕЙНЫХ ФОНДОВ
3.1 Музейный фонд – совокупность музейных предметов, научно-вспомогательных материалов, которые постоянно хранятся в музее учреждения образования. Музейный фонд делится на: основной фонд, фонд научно-вспомогательных материалов.
Основной фонд – совокупность музейных предметов, которые соответствуют его профилю. В составе основного фонда при необходимости по решению директора учреждения образования могут быть созданы коллекционный и обменный фонды. Принадлежность к коллекционному фонду фиксируется в главной инвентарной книге, обменного – учетной книге обменного фонда.
Коллекционный фонд (фонд особенно ценных музейных предметов) – совокупность музейных предметов, которым дан статус историко-культурных ценностей или не дан такой статус, но которые являются редкими в своём роде предметами и существуют в единственном экземпляре или в ограниченном количестве.
Обменный фонд – совокупность непрофильных или дублированных музейных предметов, которые предназначены для межмузейного обмена.
Фонд научно-вспомогательных материалов – материалы, которые приобретены или специально сделаны по заказу музея для раскрытия содержания тем экспозиций или выставок
Музейные предметы из основного фонда в научно-вспомогательный фонд могут переводиться (исключаться) только в исключительных случаях: утеря или повреждения в результате воздействия природных факторов; воровство, которое подтверждено соответствующими государственными органами. Перевод музейных предметов в научно-вспомогательный фонд, их исключение из основного фонда осуществляется приказом директора учреждения образования на основании протокола уполномоченной комиссии.
Перевод материалов из фонда научно-вспомогательных материалов в основной фонд проводится по решению совета музея исходя из целесообразности в случаях: приобретением музейным предметом исторической ценности в случае проведения исследования или со временем.
3.2. Музейные предметы основного фонда фиксируются в главной инвентарной книге (книге поступления музейных предметов основного фонда), научно-вспомогательные материалы – в книге учета фонда научно-вспомогательных материалов.
3.3.Учет музейных фондов предусматривает первостепенную регистрацию и инвентаризацию музейных предметов. При поступлении предметов в музей оформляется акт приёма. Акты приёма обязательно регистрируются в книге регистрации актов.
3.4.Все предметы, которые поступили в музей на постоянное хранение после актирования, вносятся в соответствующую книгу учета. Одновременно с этим на музейных предметах, научно-вспомогательных материалах и в акте приёма проставляются соответствующие учетные обозначения (идентификационные номера).
3.5.Передача музейных предметов и музейных коллекций от одного музея к другому и от музея к другой организации на постоянное или временное хранение осуществляется на основании договора. Основным документом для передачи музейных предметов и (или) музейных коллекций на постоянное или временное хранение является акт передачи (на постоянное или временное хранение). Акт передачи регистрируется в книге регистрации актов.
3.6. Учетные документы составляют архив учетной документации музея и хранятся в отдельном помещении или металлическом шкафу. Доступ к учетной документации контролируется руководителем музея. Запрещается уничтожение книг учета и вынос учетной документации из музея, кроме случаев проверки вышестоящими организациями.
3.7. Музей учреждения образования, который содержит в своих коллекциях предметы из драгоценных металлов и камней, должен получить в установленном порядке лицензию на музейную деятельность или, в целях обеспечения безопасности, должен передать ценности в государственные музеи системы Министерства образования Республики Беларусь, которые имеет лицензию, или Министерства культуры Республики Беларусь с составлением акта передачи.
3.8 Использование музейных предметов, научно-вспомогательных материалов в условиях, которые создают угрозу их сохранности и могут привести к их порче, утрате или уничтожению запрещается.
3.9. Музейные предметы, сохранность которых не может быть обеспечена музеем учреждения образования, в целях обеспечения гарантированной безопасности должны быть переданы в другие государственные музеи системы Министерства образования Республики Беларусь, которые имеет лицензию, или Министерства культуры Республики Беларусь с составлением акта передачи.
3.10. Музейные предметы являются государственной собственностью и не подлежат возвращению их владельцам, кроме случаев, предусмотренным законодательством.
ГЛАВА 4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ МУЗЕЯ, СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
4.1.Директор учреждения образования:
осуществляет контроль за организацией деятельности музея;
назначает приказом руководителя музея из числа педагогических работников;
несёт ответственность за создание и обеспечение условий сохранности музейного фонда, обеспеченность музея оборудованием. мебелью, техническими средствами.
4.2.1.Руководитель музея учреждения образования:
несет ответственность за использование ресурсов музея в образовательном процессе, ведение документации, комплектование и сохранение музейного фонда, информирование педагогического коллектива и учащихся о деятельности музея;
комплектует и организует работу ученического актива музея, с которым осуществляет плановую поисково-собирательную, учётно-хранительную, экскурсионную и выставочную работы;
поддерживает связь: встречи, беседы, переписка, интервью со свидетелями, очевидцами, научными консультантами, представителями религиозных, общественных и государственных структур, и документирует полученные сведения в установленном порядке;
ведёт в инвентарной книге учёт подлинных материалов, поступающих в музей, обеспечивает их систематизацию, правильное хранение и экспонирование;
ведёт плановую научно-исследовательскую работу в архивах республики, библиотеках по комплектованию музейного фонда документов;
обеспечивает связь музея учреждения образования с музеями района, области и республики.
4.2.2. Работа музея организуется на основе самоуправления. Руководит ею совет, который выбирается на собрании актива музея учреждения образования. В составе совета 5 учащихся из 5-11 классов и педагогические работники.
4.2.3. Совет музея на своих заседаниях решает вопросы включения в Фонды музея поступивших в процессе комплектования памятников истории, культуры, природы, рассматривает и утверждает планы работы, экспозиционные планы, заслушивает отчеты поисковых групп, обсуждает основные вопросы деятельности музея.
4.2.4. Работа актива музея учреждения образования организована по группам: поисковая группа – занимается сбором и систематизацией материалов и информации соответственно профилю музея;
фондовая группа – занимается анализом и упорядочиванием фондов школьного музея;
группа экскурсоводов – разрабатывает и проводит тематические экскурсии для учащихся и населения.
4.3.Посетители музея имеют право:
посещать музей по предварительной записи;
получать необходимую информацию о деятельности музея, за исключением той, которая составляет коммерческую тайну музея как юридического лица.
получать полную информацию о составе музейного фонда;
получать консультационную помощь в поиске и выборе информации по
истории учреждения образования;
получать тематические, фактографические, уточняющие справки на основе фонда музея;
участвовать в мероприятиях, проводимых музеем;
обращаться для разрешения конфликтной ситуации к руководителю
учреждения образования.
4.4.Посетители музея учреждения образования обязаны:
соблюдать порядок при посещении музея;
бережно относиться к экспонатам музея;
поддерживать порядок расстановки экспонатов в открытом доступе музея;
пользоваться ценными и справочными документами музея только в помещении музея.
4.5. Педагогические работники имеют право на:
обеспечение условий для осуществления профессиональной деятельности;
творческой инициативы, свободы выбора педагогически обоснованных форм и методов обучения;
участие в научной, научно-педагогической, экспериментальной, инновационной, международной деятельности образовательного учреждения;
повышение профессиональной квалификации;
моральное и материальное поощрение за успехи в педагогической деятельности.
4.6. Педагогические работники обязаны:
осуществлять свою деятельность на профессиональном уровне;
соблюдать правовые, морально-этические нормы;
уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательного процесса;
повышать свой профессиональный уровень.
ГЛАВА 5. ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОЛОЖЕНИЯ
5.1. Изменения и дополнения в положение музея учреждения образования вносятся по согласованию с руководителем учреждения образования.
ГЛАВА 6. РЕОРГАНИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ МУЗЕЯ
6.1. Необходимость ликвидация музея рассматривает специальная комиссия, созданная приказом начальника отдела по образованию Кировского райисполкома (далее – Комиссия). Музей закрывается на основании приказа руководителя учреждения образования после заключения комиссии. Учреждение образования направляет письмо в Республиканский центр письмо о закрытии музея и исключении его из республиканского банка данных.
При ликвидации музея учреждение образования обязано обеспечить сохранность музейного фонда и передачу другому государственному музею на основании акта-передачи по согласованию с Комиссией.
При реконструкции музея (проведении ремонтных работ) в учреждении образования создается комиссия, в состав которой входить руководитель учреждения образования, руководитель музея, и другие члены. Комиссией составляется акт сверки наличия музейных предметов с учетной документацией.
раскрыть » / « свернуть