Дистанционное образование — это термин, который используют применительно к широкому спектру образовательных программ и курсов, начиная от обучающих курсов и курсов повышения квалификации, не имеющих аккредитации (так называемое «неформальное образование»), заканчивая аккредитованными программами высшего образования, которые реализуют возможность тесного общения студентов со своими преподавателями и сокурсниками, как это происходит в очном обучении.
Для того чтобы обеспечить эффективное взаимодействие, при дистанционном обучении используется целый набор инструментов, включая интерактивные компьютерные программы, Интернет, электронную почту, телефон и т. п.
Дистанционное образование становится чрезвычайно популярной формой обучения в силу своего удобства и гибкости.
Оно устраняет основной барьер, удерживающий многих занятых людей от продолжения образования, избавляя от необходимости посещать занятия по установленному расписанию.
Обучаясь дистанционно, можно выбирать удобное для себя время занятий согласно собственному расписанию.
Дистанционное образование тесно связано с дистанционным обучением.
Принято считать, что дистанционное образование — это процесс передачи знаний (за него ответственен преподаватель и учреждение образования), а дистанционное обучение — это процесс получения знаний (за него ответственен обучаемый).
Дистанционное обучение — это форма обучения, представляющая собой взаимодействие педагога и обучаемого на расстоянии, содержащая все компоненты учебного процесса и реализуемая с помощью интернет-технологий и других средств, предусматривающих интерактивность (электронная почта, телефонные переговоры, переговоры с использованием средств сети Интернет).
Возможные варианты использования дистанционного обучения:
- совмещение традиционных очных занятий (урок) с дистанционными (например, проведение консультаций, дополнительных занятий для мотивированных детей или, наоборот, для слабоуспевающих);
- организация постоянной группы обучаемых (киберкласс) из разных учебных заведений (городов, регионов, стран) для прохождения дистанционного курса, за обучением которых следит (консультирует, помогает) куратор;
- дистанционное самообразование без поддержки куратора.
Дистанционное обучение имеет как положительные, так и отрицательные стороны.
Преимущества дистанционного обучения:
- Свобода доступа, мобильность
— обучаться можно практически в любом месте и в любое время, используя любые доступные средства (гаджеты).
Занятой человек может обучаться без отрыва от основной работы.
- Снижение затрат на обучение
— обучаемый несёт затраты на носитель информации, но не на методическую литературу. Отсутствуют материальные траты на проезд к месту обучения. Стоимость курса будет меньше, так как не учитывается заработная плата педагогов, содержание учебных заведений и т. д. Производство электронных учебных материалов не подразумевает вырубку леса.
- Гибкость обучения
— продолжительность и последовательность изучения материалов обучаемый выбирает сам, полностью адаптируя весь процесс обучения под свои возможности и потребности.
- Возможность развиваться в ногу со временем
— пользователи электронных курсов развивают свои навыки и знания в соответствии с новейшими современными технологиями и стандартами.
Электронные курсы также позволяют своевременно и оперативно обновлять учебные материалы.
- Потенциально равные возможности обучения
— обучение становится независимым от качества преподавания в конкретном учебном заведении.
Дистанционное обучение делает доступным обучение для людей, не имеющих возможности обучаться очно (например, людей с особенностями психофизического развития).
- Возможность определять критерии оценки знаний
— в дистанционном обучении имеется возможность выставлять четкие критерии, по которым оцениваются знания, полученные обучаемым в процессе обучения.
Недостатки дистанционного обучения:
- Необходима сильная мотивация
— практически весь учебный материал обучаемый осваивает самостоятельно.
Это требует развитой силы воли, ответственности и самоконтроля. Поддерживать нужный темп обучения без контроля со стороны удается не всем.
- Электронное обучение не подходит для развития коммуникабельности
— при электронном обучении личный контакт учащихся друг с другом и преподавателями минимален, а то и вовсе отсутствует.
Поэтому такая форма обучения не подходит для развития коммуникабельности, уверенности, навыков работы в команде.
- Недостаток практических знаний
— обучение специальностям, предполагающим большое количество практических занятий, дистанционно затруднено.
Даже самые современные тренажеры не заменят будущим учителям «живой» практики.
- Проблема идентификации пользователя
— пока самый эффективный способ проследить за тем, честно и самостоятельно ли обучаемый сдавал экзамены или зачеты, — это видеонаблюдение или очный зачет, что не всегда удобно.
- Недостаточная компьютерная грамотность
— во многих странах особенная потребность в дистанционном обучении возникает в отдаленных районах.
Однако в глубинке не у всех желающих учиться есть компьютер с доступом в Интернет и достаточные знания для прохождения обучения on-line.
История развития дистанционного (удаленного) обучения:
По сути, дистанционное обучение появилось гораздо раньше, чем обучение через Интернет, так как этот метод обучения существовал задолго до того, как люди начали использовать компьютеры.
Фактически с 1728 года и по сей день концепция дистанционного образования осталась прежней: менялись только каналы коммуникации.
Почти триста лет назад господин Калеб Филипс (англ. Caleb Phillips) стал первым организатором системы дистанционного образования, разместив в бостонской газете объявление о наборе студентов из пригородов на курсы быстрого письма и бухгалтерии. Благодатной почвой для появления дистанционного образования стало развитие регулярных почтовых служб: без этого канала связи удаленная коммуникация была бы слишком затянута и нестабильна.
Английский педагог, изобретатель системы стенографии Исаак Питман (англ. Isaak Pitman) — на фото слева — в 1840 году, используя почтовые отправления, начал обучать стенографии студентов в Соединенном Королевстве.
В Америке в 1873 году Анна Элиот Тикнор (англ. Anna Eliot Ticknor) — на фото справа — взяла за основу английскую программу «Общество поддержки домашнего обучения» и создала систему обучения по почте для женщин под названием «Общество Тикнор».
А в 1874 году программа обучения по почте была предложена Университетом штата Иллинойс.
Вильям Рейни Харпер (англ. William Rainey Harper) — на фото слева — считающийся в Америке «отцом обучения по почте», в 1892 году учредил первое отделение дистанционного обучения в Университете Чикаго.
В 1906 году преподавание по почте было введено и в Университете штата Висконсин.
В Австралии в 1911 году начали свою работу курсы вузовского уровня в Квинслендском университете в Брисбене. Для детей, проживающих далеко от школ, в 1914 году было организовано обучение по почте по программе начальных классов. Вскоре подобные системы для школьников стали использоваться в Канаде и Новой Зеландии.
В 1939 году во Франции для обучения детей, не имеющих возможности посещать школу, был создан Государственный центр дистанционного обучения в Гренобле (на фото слева).
Сегодня это крупнейшее учебное заведение дистанционного образования в Европе.
В 1946 году на дистанционные формы обучения перешел Южноафриканский университет.
Дистанционное образование в России стало развиваться после революции 1917 года.
Была разработана особая, «консультационная» модель дистанционного образования, не предполагающая визуального контакта.
К 1960 году в СССР было образовано 11 заочных университетов, а также заочные факультеты в очных высших учебных заведениях.
Центральная и Восточная Европа последовала примеру СССР после Второй мировой войны.
Открытие в 1969 году Открытого университета Великобритании поспособствовало развитию дистанционного обучения в странах Европы и Азии.
В 1979 году в Китае была организована Национальная сеть радио- и телевизионных университетов (Central Radio and TV University, CRTVU).
К середине 1990-х гг. сформировалось представление о дистанционном образовании как о системе, основанной на интегрированной информационно-образовательной среде обучения, в которой преподаватель не только передает знания, но и координирует познавательный процесс, а студент самостоятельно разрабатывает индивидуальную образовательную траекторию из модульных компонентов курса.
В Беларуси с начала 2000-х гг. расширение использования информационно-коммуникационных технологий привело к появлению трансляционной и расширению технического арсенала дистанционной модели образования.
Проследив историю развития дистанционного образования, можно сделать вывод о том, что оно всегда соответствовало развитию информационного общества с его новыми запросами и потребностями. Методы организации дистанционного обучения менялись каждый раз с появлением новых технологий.
раскрыть » / « свернуть