МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по организации и проведению обязательного выпускного экзамена по учебному предмету “История Беларуси” по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования
I. Общие положения
Цель обязательного выпускного экзамена по учебному предмету “История Беларуси” по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования – оценка уровня усвоения выпускниками содержания учебного предмета в соответствии с требованиями учебной программы.
С 2016/2017 учебного года на выпускном экзамене проверяется усвоение учащимися содержания учебного предмета «История Беларуси» за период обучения на ІІ и III ступенях общего среднего образования (с древнейших времен до наших дней).
На экзамене оценивается:
знание теоретического учебного материала и умение работать с ним (объяснение исторических понятий и теоретических выводов с помощью фактов; соотнесение исторических событий с процессом; объяснение причинно-следственных связей между фактами);
знание фактологического учебного материала и умение работать с ним (сравнение исторических событий; обобщение исторических фактов и формулирование на этой основе выводов; характеристика деятельности исторических личностей и творчества деятелей культуры);
хронологические знания и умения (определение хронологических рамок исторических событий, процессов, определение их последовательности, синхронности, выделение в них этапов и периодов);
картографические знания и умения (определение местоположения различных объектов на исторической карте; использование исторической карты как источника информации; характеристика геополитического положения страны);
знание исторических документов и умение работать с документальными материалами (поиск исторической информации в документальных материалах, анализ содержания документа; характеристика позиции автора исторического первоисточника);
знание различных точек зрения на одни и те же исторические события, процессы, деятельность их участников и умение соотносить оценки (сравнение их аргументации, выявление в них общего и различного; определение и обоснование собственного мнения).
Организация и проведение экзамена регламентируется следующими документами:
1. Кодекс Республики Беларусь об образовании.
2. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 20.12.2011 № 283 “Аб зацвярджэнні Палажэння аб установе агульнай сярэдняй адукацыі”.
3. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 20.06.2011 № 38 “Об утверждении Правил проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования Республики Беларусь” (далее – Правила).
4. Постановление Министерства образования от 20.06.2016 года № 48 “Об установлении перечня учебных предметов, по которым проводятся выпускные экзамены, форм проведения выпускных экзаменов при проведении в 2016/2017 учебном году итоговой аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования”.
5. Учебные программы:
Всемирная история. История Беларуси. V–XI классы. Учебные программы для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения. – Минск: НИО, 2017;
Сусветная гісторыя. Гісторыя Беларусі. V–XI класы. Вучэбныя праграмы для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання. – Мінск: НІА, 2017.
Всемирная история. История Беларуси: учебные программы // Учебные программы по учебным предметам для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. X - XI классы (базовый уровень). – Минск: НИО, 2017;
Сусветная гісторыя. Гісторыя Беларусі: вучэбныя праграмы // Вучэбныя праграмы па вучэбных прадметах для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. X- XI класы (базавы ўзровень). – Мінск: НIА, 2017;
Всемирная история. История Беларуси: учебные программы // Учебные программы по учебным предметам для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. X класс (повышенный уровень) (http://www.adu.by / Образовательный процесс. 2017/2018 учебный год / Учебные предметы. V–XI классы / История Беларуси (Всемирная история) / Учебные программы / Повышенный уровень);
Сусветная гісторыя. Гісторыя Беларусі: вучэбныя праграмы // Вучэбныя праграмы па вучэбных прадметах для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. X клас. (павышаны ўзровень) (http://www.adu.by / Образовательный процесс. 2017/2018 учебный год / Учебные предметы. V–XI классы / История Беларуси (Всемирная история)/ Учебные программы / Повышенный уровень);
Всемирная история. История Беларуси: учебные программы // Учебные программы по учебным предметам для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. XI класс Повышенный уровень (http://www.adu.by / Образовательный процесс. 2017/2018 учебный год / Учебные предметы. V–XI классы / История Беларуси (Всемирная история) / Учебные программы / Повышенный уровень);
Сусветная гісторыя. Гісторыя Беларусі: вучэбныя праграмы // Вучэбныя праграмы па вучэбных прадметах для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. XI клас. Павышаны ўзровень (http://www.adu.by / Образовательный процесс. 2017/2018 учебный год / Учебные предметы. V–XI классы / История Беларуси (Всемирная история) / Учебные программы / Повышенный уровень).
6. Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету “История Беларуси” (приказ Министерства образования Республики Беларусь от 29.05.2009 № 674).
II. Содержание экзамена
Экзамен по учебному предмету “История Беларуси” будет проводиться по билетам, утвержденным Министерством образования Республики Беларусь. Каждый билет включает три вопроса.
По первому и второму вопросу учащиеся представляют устный развернутый ответ. Третий вопрос направлен на выявление уровня сформированности у выпускников следующих умений:
синхронизации событий, процессов истории Беларуси и всемирной истории с определением общего и различного;
соотнесения исторических событий с общественно-историческим процессом;
сравнения исторических событий по предложенным (базовый уровень) или самостоятельно определенным критериям (повышенный уровень);
объяснения причинно-следственных связей между историческими событиями, явлениями, процессами;
раскрытия содержания исторических терминов;
анализа содержания исторического документа;
анализа статистических данных;
характеристики деятельности исторической личности;
характеристики творчества деятеля науки (культуры);
характеристики социально-экономического (геополитического) положения Беларуси с опорой на историческую карту;
характеристики исторической тематики в произведениях белорусской литературы и искусства.
Содержание третьего вопроса разрабатывается учителем и утверждается руководителем учреждения образованияне позднее чем за две недели до начала выпускных экзаменов.
При подготовке заданий для третьего вопроса экзаменационных билетов рекомендуется подбирать источники информации, которые не содержат развернутой характеристики изучаемых событий. Такими источниками информации могут быть документальные материалы (выдержки из хрестоматий, свидетельства и воспоминания об исторических событиях); статистические материалы (представленные в таблицах или текстах данные социально-экономического развития); учебные настенные карты по истории, имеющие гриф Министерства образования Республики Беларусь.
Примеры конструирования заданий для третьего вопроса экзаменационных билетов представлены в пособиях:
Паноў С.В., Ярашэвіч Л.А. Зборнік заданняў для выпускнога экзамену па вучэбным прадмеце “Гісторыя Беларусі”. 11 клас. Дапаможнік для настаўнікаў устаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання. – Мінск: Аверсэв, 2015.
Панов С.В., Ярошевич Л.А. Сборник заданий для выпускного экзамена по учебному предмету «История Беларуси». 11 класс. Пособие для учителей учреждений общего среднего образования с русским языком обучения. – Минск: Аверсэв, 2015;
Паноў С.В., Ганушчанка Н.М. Гісторыя Беларусі: практычныя заданні для падрыхтоўкі да абавязковага выпускнога экзамену. Дапаможнік для вучняў устаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання. – Мінск: Аверсэв, 2016;
Панов С.В., Ганущенко Н.Н. История Беларуси: практические задания для подготовки к обязательному выпускному экзамену. 11 класс. Пособие для учащихся учреждений общего среднего образования с русским языком обучения. – Минск: Аверсэв, 2016;
Паноў С.В., Ганушчанка Н.М., Ярашэвіч Л.А. Зборнік практычных заданняў да выпускнога экзамену па вучэбным прадмеце “Гісторыя Беларусі” за перыяд навучання і выхавання на ІІІ ступені агульнай сярэдняй адукацыі. – Мінск: Аверсэв, 2017.
Панов С.В.,Ганущенко Н.Н., Ярошевич Л.А. Сборник практических заданий для выпускного экзамена по учебному предмету «История Беларуси» за период обучения и воспитания на ІІІ ступени общего среднего образования. – Минск: Аверсэв, 2017.
Вышеуказанные учебные издания рекомендуется использовать учителям при составлении третьих заданий экзаменационных билетов и учащимся при подготовке к выпускному экзамену.
При разработке третьих вопросов рекомендуется также использовать следующие учебные издания и учебно-методическую литературу:
Гісторыя Беларусі са старажытных часоў да сярэдзіны ХІІІ ст. 6 клас. Хрэстаматыя / С.М.Цемушаў. – Мінск: Народная асвета, 2012;
Гісторыя Беларусі, другая палова XVI – канец XVIII ст. 8 клас. Хрэстаматыя / В.А. Белазаровіч. – Мінск: Белы вецер, 2015.
Гісторыя Беларусі, 1917–1945 гг. 10 клас. Хрэстаматыя / пад рэд. А.А. Кавалені. – Мінск: Пачатковая школа, 2009;
Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны). Хрестоматия / сост. А.А. Коваленя, М.А. Краснова, В.И. Лемешонок, С.Е. Новиков; науч. ред. А.А. Коваленя. – Минск: Белорус. наука, 2008.
Гісторыя Беларусі, другая палова 1940–х гг. – пачатак ХХІ ст. 11 клас. Хрэстаматыя / В.М.Фамін, С.В.Паноў, Т.Ф. Ходзіна. – Мінск: Народная асвета, 2009.
Гінчук В.В. Гісторыя Беларусі: тэставыя і рознаўзроўневыя заданні: 10–11 класы: дапаможнік для настаўнікаў устаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай і рускай мовамі навучання / В.В. Гінчук. – Мінск: Сэр-Вит, 2012.
Корзюк А.А. Выкарыстанне дакументальнага матэрыялу ў працэсе навучання гісторыі. – Беларускі гістарычны часопіс. – 2012. – № 8.
Корзюк А.А. Лакалізацыя гістарычных фактаў у часе: асноўныя метадычныя прыемы. – Беларускі гістарычны часопіс. – 2013. – № 3.
Корзюк А.А. Лакалізацыя гістарычных фактаў у прасторы: асноўныя метадычныя прыемы. – Беларускі гістарычны часопіс. – 2013. – № 4.
Корзюк А. Выкарыстанне вусных крыніц пры навучанні гісторыі. Беларускі гістарычны часопіс. – 2014. – № 12.
Корзюк А. Выкарыстанне сродкаў выяўленчай нагляднасці на ўроках гісторыі.Беларускі гістарычны часопіс. – 2014. – № 3.
Для организации самостоятельной подготовки учащихся к экзамену и разработки заданий для третьего вопроса экзаменационных билетов можно использовать материалы, размещенные в журнале «Гісторыя і грамадазнаўства»:
Кудрявцева С.А. Интеллект-карты. Готовимся к обязательному выпускному экзамену по истории Беларуси. ХІ класс. – 2016. – № 3.
Кудрявцева С.А., Ганущенко Н.Н. Готовимся к обязательному экзамену по истории Беларуси. – 2016. – № 3.
Паноў С.В. Дыдактычнае канструяванне практычных заданняў да абавязковага выпускнога экзамену па гісторыі Беларусі: тыповыя недахопы і іх пераадоленне. – 2016. – № 4.
Ярошевич Л.А. Алгоритм подготовки обучающихся к обязательному экзамену по истории Беларуси: разработка и перспективы реализации. – 2016. – № 4.
Обращаем внимание на то, что при подготовке учащихся XI класса к выпускному экзамену по истории Беларуси целесообразно учесть результаты мониторинга выпускного экзамена по учебному предмету «История Беларуси», проведенного в июне 2015 г. (опубликованы в журнале «Гісторыя і грамадазнаўства» (№3, 2016)).
На выпускном экзамене по истории Беларуси учащиеся могут пользоваться репродукциями произведений искусства и следующимиучебными настенными картами, утвержденными Министерством образования Республики Беларусь:
1. Каменны век на тэрыторыі Беларусі (100 – 35 тыс. гадоў назад – канец 3-га тысячагоддзя да н. э.)
2. Бронзавы век на тэрыторыі Беларусі (пачатак II тыс. да н. э. – VIII ст. да н. э.)
3. Жалезны век на тэрыторыі Беларусі (VII ст. да н. э. – V ст. н. э.)
4. Балцкае і славянскае насельніцтва ва Ўсходняй Еўропе ў V-IX ст.
5. Беларускія землі ў IX – першай палове XIII ст.
6. Утварэнне Вялікага Княства Літоўскага (каля 1245 – 1316 гг.)
7. Вялікае Княства Літоўскае (XIV – XV стст.)
8. Вялікае Княства Літоўскае ў канцы XV – першай палове XVI ст. (да Люблінскай уніі)
9. Беларускія землі ў складзе Вялікага Княства Літоўскага ў XVI ст.
10. Беларускія землі ў другой палове XVI ст. Утварэнне Рэчы Паспалітай.
11. Рэч Паспалітая ў канцы XVI – сярэдзіне XVIII ст.
12. Казацка-сялянская вайна (1648 – 1651 гг.). Вайна Расіі і Рэчы Паспалітай (1654 – 1667 гг.)
13. Беларускія землі ў сярэдзіне XVII – XVIII ст.
14. Беларускія землі ў канцы XVIII ст.
15. Беларускія землі ў складзе Расійскай імперыі ў першай палове XIX ст.
16. Беларусь у перыяд Першай сусветнай вайны
17. Лютаўская і Кастрычніцкая рэвалюцыі на тэрыторыі Беларусі.
- Барацьба супраць ваеннай інтэрвенцыі на тэрыторыі Беларусі (1918-1921 гг.).
19. Беларусь у 1919 – 1939 гг. Фарміраванне тэрыторыі рэспублікі.
20. Беларусь у пачатку Другой сусветнай вайны (01.09.1939–21.06.1941 гг.).
21. Акупацыйны рэжым на тэрыторыі Беларусі (1941–1944 гг.).
22. Партызанская і падпольная барацьба на акупіраванай тэрыторыі Беларусі (1941 – 1944 гг.)
23. Вызваленне Беларусі ад нямецка–фашысцкіх захопнікаў (верасень 1943 г. – жнівень 1944 г.).
24. Аднаўленне народнай гаспадаркі БССР у першае пасляваеннае дзесяцігоддзе
25. БССР у 1955–1991 гг
26. Беларусь у 90–х гг. XX – пачатку XXI ст.
27. Первая мировая война
- Россия в 1917 г. Февральская и Октябрьская революция
29. Гражданская война и иностранная интервенция в Советской России (1917 – 1922 гг.)
30. СССР в 20 – 30-е годы XX в.
31. Вторая мировая война (01.09.1939 г. – 02. 09.1945 г.)
При необходимости на выпускном экзамене можно использовать и другие учебные настенные карты по учебному предмету “Всемирная история”.
раскрыть » / « свернуть