Цель: определить эффективность использования воды дома и возможные способы ее экономии.
Для достижения этой цели мы поставили перед собой следующие задачи:
проведение аудита использования воды в домашнем хозяйстве;
разработка рекомендаций по рациональному использованию воды и ее сбережению дома;
ознакомление учащихся и педагогов учреждения образования, родителей с результатами аудита, размещение информации на стендах, на сайте учреждения образования.
Объект исследования: вода.
Предмет исследования: потребление воды в домашнем хозяйстве.
Методы исследования: измерение, наблюдение, сравнение, анализ, обобщение.
Сроки выполнения: февраль – март 2019.
Участники: группа учащихся V класса и их законные представители, учащиеся XI класса.
Количество участников: 31 человек.
Ответственный педагог: Наврозова М.А., учитель химии и биологии.
С целью привлечения внимания учащихся V класса к проблеме потребления воды учителем химии и биологии Наврозовой М.А. было организовано мероприятие «Вода вокруг нас!». Вода – основа всего живого на Земле, источник самой жизни. И как выяснилось, большинство ребят никогда не задумывались о том, сколько воды человек тратит в день на бытовые нужды и вообще, важно ли нам экономить воду и к чему может привести нерациональное использование питьевой воды. Ведь если сейчас не начать экономить воду, то она может закончиться уже через несколько десятилетий. В процессе беседы ребята задумались и осознали необходимость проведения аудита в каждой семье, где установлены счетчики воды, как одного из способов разумного и рационального расходования воды.
В рамках выполнения задания учащимися V класса была проведена практическая работа «Аудит использования воды в домашнем хозяйстве».
В аудите расходования воды участвовали 14 семей учащихся V класса. Ребята вместе с родителями в течение недели в одно и то же время снимали показания счетчиков холодной воды и записывали показания в таблицу.
С показаниями счетчиков семей Саньковой Александры и Хохловой Анастасии более подробно можно ознакомиться на таблицах 1 и 2.
Таблица 1. Аудит использования воды в домашнем хозяйстве Саньковой Ульяны (5 чел.)
Дни недели
(каждый вечер)
|
Показания счетчика холодной воды
|
Израсходовано холодной воды, л
|
Воскресенье
|
814,786
|
|
Понедельник
|
815,260
|
474
|
Вторник
|
815,763
|
503
|
Среда
|
816,315
|
552
|
Четверг
|
816,810
|
495
|
Пятница
|
817,372
|
562
|
Суббота
|
818,277
|
905
|
Воскресенье
|
818,978
|
701
|
Общий расход за неделю
|
|
4192
|
Таблица 2. Аудит использования воды в домашнем хозяйстве семьи Хохловой Анастасии (3 чел.)
Дни недели
(каждый вечер)
|
Показания счетчика холодной воды
|
Израсходовано холодной воды, л
|
Воскресенье
|
1095,385
|
|
Понедельник
|
1095,588
|
203
|
Вторник
|
1095,828
|
240
|
Среда
|
1096,079
|
251
|
Четверг
|
1096,328
|
249
|
Пятница
|
1096,584
|
256
|
Суббота
|
1097,026
|
442
|
Воскресенье
|
1097,400
|
374
|
Общий расход за неделю
|
|
2015
|
На основании полученных данных были построены графики зависимости потребления холодной воды в семьях Саньковой Ульяны и Хохловой Анастасии.
Диаграмма 1. Зависимость потребления холодной воды от дня недели
Проанализировав полученные данные, мы пришли к выводу, что в выходные дни (суббота, воскресенье) наблюдается максимальный расход воды, так как члены семей находились преимущественно дома и в эти дни осуществляли уборку квартир, стирку белья, принимали водные процедуры. Самым экономичным днем оказался понедельник.
Рассчитав средние показатели потребления холодной воды на одного члена в каждой семье, выяснилось, что в семье Саньковой Ульяны средний показатель на 1 человека в неделю составляет примерно 838 литров, в семье Хохловой Анастасии – 672 литров. Из этого следует, что семья Ульяны расходует воды больше, чем семья ее одноклассницы Анастасии.
Средний показатель потребления воды на 1 человека в неделю по данным двух семей составил 755 литров. Это значит, что 1 человек в месяц расходует на бытовые нужды примерно 3000 литров воды, в год – 36000 л, за десятилетие – 360 000 л, что составляет 360 м3.
Кроме этого, все члены наших семей в течение недели вели строгий контроль расхода воды и в ходе эксперимента выяснили, что вода в основном расходуется на нужды, которые отражены в таблице 3.
Таблица 3. Средний расход воды при однократном использовании
Вид потребления
|
Объем воды за одно использование, л
|
Туалет
|
4
|
Душ
|
30
|
Прием ванны
|
100
|
Стиральная машина
|
40
|
Умывание, чистка зубов
|
10
|
Мытьё рук
|
2
|
Полив цветов
|
1
|
Мытьё посуды
|
30
|
Приготовление пищи
|
5
|
Уборка
|
30
|
Итого:
|
252
|
Учитывая то, что многие процедуры (умывание, мытьё посуды, туалет, приготовление пищи) по использованию воды повторяются в течение дня несколько раз, то расход воды одной семьёй в количестве 3-4 человек может достигать в среднем около 500 литров в день. Соответственно за 30 дней семья потратит 15000 литров, что соответствует 15 м3 воды в месяц.
Обратив внимание на расходы воды в своих домах, некоторые семьи всерьез задумались над вопросом экономного ее расходования. Ребятами и их родителями были предложены рекомендации по рациональному использованию воды в домашних условиях. На основании данных рекомендаций учащимися XI класса Белявским Александром и Галушко Миленой был выпущен буклет «Относитесь к воде бережно» (Приложение 1), который был распространен активными участниками V класса среди учащихся и педагогов учреждения образования во Всемирный день воды 22 марта.
Кроме этого ребята призывали ответственно относиться к водным ресурсам нашей планеты и научиться беречь воду в повседневной жизни.
В результате проведенной работы все участники пришли к выводу, что аудит расходования воды - эффективный метод экономии воды в быту.
И каждый из нас может внести свой посильный вклад в общее дело сохранения природных ресурсов, в частности – пресной воды.
Приложение 1
раскрыть » / « свернуть