ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА I СТУПЕНИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К УЧЁБЕ»
Шашко Галина Петровна,
учитель начальных классов
Актуальность опыта
«У каждого человека есть задатки, дарования, талант к определённому виду или нескольким видам (отраслям) деятельности. Как раз эту индивидуальность и надо умело распознать, направить затем жизненную практику ученика по такому пути, чтобы в каждый период развития ребёнок достигал, образно говоря, своего потолка»
В.А. Сухомлинский
Русский язык занимает одно из центральных мест в системе образования как важное средство интеллектуального развития, формирования общей культуры, решения общеобразовательных и воспитательных задач.
Однако успех в решении учебных и воспитательных задач на уроках в значительной мере определяется интересом к предмету. Не секрет, что более 50% ребят называют «любимым предметом» математику, интерес же к русскому языку снижен, и только около 20% ребят говорят о своей любви к предмету. Необходимо создать такие условия, чтобы каждый учащийся мог полностью реализовать себя, свои индивидуальные особенности, стал подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться.По опыту своей работы в школе, могу сказать, если учащимся нравятся уроки русского языка, то образовательный процесс идет легко, знания отличаются прочностью и глубиной.
В 2010/11 учебном году я в очередной раз набрала I класс. Как и любой класс, он состоял из учащихся с неодинаковым уровнем развития и степенью подготовленности, разным отношением к учению и разными интересами. Зачастую ведёшь обучение применительно к среднему уровню развития и обученности детей. Это приводит к тому, что «сильные» учащиеся сдерживаются в своём развитии, теряют интерес к учению, а «слабые» обречены на отставание. Те, кто относится к «средним», тоже очень разные.
Поэтому, я стараюсь создать такие условия, чтобы каждый учащийся работал в полную меру своих сил, чувствовал уверенность в себе, ощущал радость учебного труда, сознательно и прочно усваивал программный материал и развивался.
Актуальность темы обусловлена тем, что свою работу я строю на принципах дифференцированного обучения, так как оно предполагает учет индивидуальных способностей и потребностей и проявляется в конкретизации целей, задач, содержания и способов организации образовательного процесса.
Цель опыта: создание оптимальных условий для выявления задатков, развития способностей каждого учащегося и привития интереса к предмету на основе дифференцированного обучения.
Задачи опыта
Для решения поставленной цели передо мной стоят следующие задачи:
изучить теорию данного вопроса в психолого-педагогической и методической литературе;
организовать работу в классе с использованием разноуровневых заданий на различных этапах урока для создания ситуации успеха для всех категорий обучающихся;
проанализировать результативность и эффективность использования дифференцированного обучения на уроках русского языка.
Длительность работы над опытом
Работа по данной теме велась на протяжении четырёх лет с сентября 2010 года по май 2014 года.
Основные этапы работы
1. Организационный - сентябрь - май 2010/2011 учебный год
2. Организация учебного процесса с целью реализации поставленных задач 2010-2014 г.
3. Анализ результатов эффективности применения данного опыта – апрель-май 2014 г.
Ведущая идея опыта:
Хорошо продуманная дифференциация в процессе обучения русскому языку позволяет учителю начальных классов выровнять степень подготовки учащихся, повысить качество образования, развить интерес обучающихся к учебе.
Описание сути опыта:
В настоящее время широкое распространение получила концепция дифференцированного обучения. Введение дифференциации в образовательный процесс, считают физиологи, положительно скажется на состоянии здоровья школьников.
Дифференцированное обучение предполагает учет индивидуальных способностей и потребностей и проявляется в конкретизации целей, задач, содержания и способов организации образовательного процесса и требует разнообразия, вариативности обучения.Дифференцированный подход гарантирует усвоение базовых знаний всеми учащимися и одновременно возможность для каждого ребёнка реализовать свои склонности и способности.
В педагогической практике наметились две основные формы реализации дифференциации обучения: внутренняя (без выделения стабильных групп) и внешняя (с выделением стабильных групп). Внешняя дифференциация обучения предполагает создание относительно стабильных групп и профильных классов. В нашем учреждении образования на III ступени общего среднего образования открыт профильный класс, где на повышенном уровне изучается русский язык.
Внутренняя дифференциация обучения – это форма дифференцированного обучения, которая осуществляется через разделение учащихся на группы внутри класса с целью организации учебной работы с использованием разных методов обучения, на разных уровнях усвоения программного материала. Особенность внутренней дифференциации на современном этапе – ее направленность не только для детей, испытывающих трудности (что традиционно для учреждения образования), но и на высокомотивированных детей.
Она предполагает вариативность темпа изучения материала, дифференциацию учебных заданий, выбор разных видов деятельности, определение характера и степени дозировки помощи со стороны учителя. При этом возможно разделение учащихся на группы внутри класса с целью осуществления учебной работы с ними на разных уровнях и разными методами. Эти группы, как правило, мобильны, гибки, подвижны. Внутренняя дифференциация может осуществляться в форме:
дифференцированного подходак учащимся, который состоит в применении форм и методов обучения, которые индивидуальными путями, с учетом психолого-педагогических особенностей ведут школьников к одному и тому же уровню овладения программным материалом;
уровневой дифференциации, которая предполагает такую организацию обучения, при которой учащиеся, обучаясь по одной программе, имеют право и возможность усваивать ее на различных планируемых уровнях, но не ниже уровня обязательных требований.
На основе результатов диагностикия условно делю детей на три группы: 1 группа – «сильные» , 2 группа – «средние», 3 группа – «слабые». При этом можно считать главным критерием деления на группы успеваемость, либо – способности учащихся.Можно использовать результаты диагностики, проводимой школьным психологом. Но я сама провожу диагностику, ориентируясь на выбранный критерий дифференциации. Для диагностики обученности лучше всего брать работы проверочного характера. Также я анализирую результаты самостоятельного выполнения детьми различных заданий, устные ответы у доски, работу в тетрадях. Наиболее полную картину дают разноуровневые проверочные работы.Деление на группы очень условно, так как группы подвижны. Каждый учащийся может в процессе своей учебной деятельности продвинуться на более высокую ступень или наоборот перейти на ступеньку ниже.
Я не рассаживаю детей по рядам в соответствии с выделенными группами, так как могут быть даны различные прозвища слабым учащимся, или возникнет недоброжелательное отношение к ним.Я зачитываю состав групп, вместе с детьми даём им нейтральные названия, потом я предупреждаю, что каждая группа (команда) будет получать свои задания на уроках. Можно и не объявлять в классе состав групп, а просто раздать учащимся символы, которые соответствуют названиям их групп.Дифференцированные задания записываю на доске рядом с такими же символами.
Часто использую способы дифференциации (по степени самостоятельности), которые вообще не требуют открытого разделения учащихся на группы. Дети сами самостоятельно выбирают заранее подготовленные задания, которые лежат на отдельном столе. Задания по уровню сложности разложены в конверты разного цвета. Например, для сильной группы – в зелёных конвертах, средней – синих, слабой – жёлтых.
Нужна ли на уроке дифференцированная работа, я определяю, учитывая тип урока, его цели и содержание. Дифференциацию использую на разных этапах урока: систематически при проверке домашнего задания, при закреплении, при повторении, реже при объяснении нового материала. Выбор же способа дифференциации определяется характером заданий, уровнем сформированности у детей навыков и умений.
Форма предъявления дифференцированных заданий на уроках бывает различной: индивидуальные карточки, записи заданий на доске в двух-трёх вариантах, устные указания. Например, учащиеся индивидуально выполняют разноуровневые задания, а затем фронтально проводится проверка наиболее трудных заданий, предложенных третьей группе. Таким образом, все учащиеся знают, как выполняется задание, и проверка обогащает знания детей второй и первой групп.
При использовании дифференциации важна обратная связь. На основе диагностического контроля фиксирую ошибки учащихся, затруднения, определяю динамику развития.В соответствии с этим изменяются состав групп и характер дифференцированных заданий. Распределение по группам не является раз и навсегда заданным. По мере усвоения материала, задания для учащихся, относящихся к одной группе, усложняются, тем самым они от урока к уроку достигают всё более высокого уровня овладения знаниями, продвигаются вперед.
Считаю важным моментом рационально организованную проверку домашнего задания. Она не занимает много времени на уроке, так как я использую разные способы проверки: фронтальную,взаимопроверку и самопроверку, слабых учащихся обычно проверяю сама.
Дифференцированный подход для успешного усвоения нового материала. Здесь важны подготовительные упражнения, такие как диктанты, игры, самостоятельная работа. Важно при их выполнении и проверке повторить то правило, которое будет необходимо при объяснении новой темы.
Объяснение нового чаще всего проводится для всех одинаково. При этом использую максимум наглядности, что позволяет лучше усвоить материал. Одним учащимся выводы ясны после первого объяснения, другим необходимо еще раз повторить. При первичном закреплении к доске вызываю 2-3 сильных учащихся, которые выполняют задания по новой теме, проговаривают правило. Затем эти дети продолжают работать самостоятельно над дополнительными и обязательными заданиями, а к работе у доски подключаются более слабые (Приложение 1). При подведении итога урока прошу сильного учащегося сформулировать правило, после чего слабые должны его повторить.
Дифференцированный подход при закреплении изученного материала. Тщательно продумываю задания и их проверку. В этом помогают схемы, тестовые и другиезадания (Приложение 2).Для закрепления теоретического материала готовлю задания для самостоятельной работы, подбираю дидактический материал в соответствии с уровнем развития учащихся.
Часто дети выполняют задания парами: одни выполняют эти задания, а сидящие с ними рядом учащиеся контролируют выполнение практических заданий и оценивают правильность выполнения, указывают при необходимости на ошибки. Затем учащиеся меняются ролями. Например, при закреплении темы «Состав слова» в 3 классе составляю простые вопросы для слабых учащихся; те, кто посильнее, подготовят ответы на такие вопросы, где надо поразмышлять, сравнить признаки. Сильные учащиеся составляют кроссворды, схемы-загадки слов.
Дифференцированные индивидуальные самостоятельные работы. При выполнении этих работ возрастает роль самого учащегося в определении содержания работы, в выборе способов ее выполнения. Возникает возможность сотрудничества учителя и учащегося, особенно при выполнении заданий творческого характера. Например, при закреплении темы «Корень» в 3 классе задания могут быть такими.
Упражнение 1
Из данного ряда выпишите однокоренные слова парами: проверяемое – проверочное. Выделите в них корень. Вставьте пропущенные буквы.
С…ний, д…брота, т…снота, л…чит, п…тна, ч…стота, синь, т…сный, д…брый, ч…стый, п…тнистый, л…чение.
Образец: синь – синий.
Упражнение 2
Прочитайте. Напишите цепочки слов, устранив в них лишнее. Ответ обоснуйте. Корень выделите.
Поле, полочка, полевой, полюшко; печурка, печь, печка, печать; соринка, сорняк, сорвал, насорил; вода, водичка, водянка, водить.
Упражнение 3
Напишите ряды однокоренных слов, соблюдая следующую последовательность: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Выделите в них корень. Вставьте пропущенные буквы. В каждом ряду подчеркните проверочное слово.
т…снота т…сный т…снить
св..тлый св…т св…тает
р…бит р…бь р…бой
н…чевать н…чной н…чь
н…зкий н…зина зан…зить
пр…вдивый пр…вда опр…вдать
Упражнение 4
Прочитайте. Подберите однокоренные слова с чередованием согласных в корне для слов, отвечающих на вопрос что? Напишите составленные пары слов. Выделите в них корень.
Пух, бег, пекарь, лекарь, ноги, снег, дороги, творог, пирог.
Какой вывод можете сделать?
Упражнение 5
На основе первого примера, определите и сформулируйте принцип записи слов в первой цепочке. В соответствии с ним напишите остальные ряды слов.
танк – танкист – танковый
? – барабанщик – барабанный
? – ? – грибной
? – ? – театральный
Выделите корень в однокоренных словах.
Упражнение 6
Прочитайте. К каждому предложению составьте и напишите подобное. В однокоренных словах выделите корень.
Под осиной растут подосиновики.
В лесу работает лесник.
Рыбак ловит рыбу.
Муравьи живут в муравейнике.
Минчанин живёт в Минске.
Подчеркните орфограммы.
Упражнение 7
Прочитайте слова. Добавьте к каждому из них по одной букве так, чтобы получить новое слово. Напишите слова парами. Выделите в них корень.
каска – ? еда – ? шар – ?
беда – ? пар – ? роза – ?
тело – ? корь – ? гость – ?
Упражнение 8
Закончи предложения, добавив в каждое по одному, подходящему по смыслу слову.
У зверя лапа, у ч..л..века – … .
У с..баки морда, у ч..л..века – … .
У л..ва паст.. , у ч..л..века – … .
У берёзы сок, у ч..л..века – … .
У м..ш..ны м..тор, у ч..л..века – … .
У к..нфеты фантик, у ч..л..века – … .
Составленные предложения напишите. Вставьте пропущенные буквы. Выделите корень в словах, отвечающих на вопрос кто?
Упражнение 9
Прочитайте. Напишите текст, поместив в него предложение, объясняющее, что такое кедр. Вставьте пропущенные буквы. В однокоренных словах выделите корень.
В тайге растёт кедр. К..дровник – любимое место многих птиц и ж..вотных. Ос..н..ю в нём созр..вают к..дровые ш..шки. Ими лакомятся м..дведи и к..баны, бурундуки и белки. Прил..тает и к..дровка. Запасливая птич..ка собирает орехи и кл..дёт их под ..зык. Под ним пом..щ..ется до 160 орешков. Затем к..дровоч..ка прячет св..ё богатство в мох, в дупла, в л..сную подстилку В..сной в тайге по..вляются м..лодые кедры.
Дифференцированный подход при подборе домашнего задания.
Он позволяет развить слабого учащегося, помочь ему в овладении общеучебными умениями и навыками. Сильного учащегося дифференцированное задание поднимает на более высокую ступень развития. Считаю, что домашнее задание не должно дублировать классную работу. Это должна быть работа по применению тех знаний, которые учащийся получил в классе.
Домашнее задание распределяю по группам (по степени сложности). Для группы сильных учащихся часто даю опережающие задания творческого или поискового характера: подобрать материал по теме, написать сказку с использованием группы словарных слов, найти в словарях, написать письмо какому-то литературному персонажу. В таких заданиях прослеживается связь с уроками литературного чтения.
Результативность и эффективность опыта
Все приведенные в данной работе виды упражнений были использованы на уроках русского языка, положительно влияли на развитие устойчивого интереса к изучаемому материалу. Дифференцированный подход позволил избежать однообразия и монотонности в процессе обучения. Целенаправленная работа по развитию познавательного интереса учащихся принесла свои плоды.
Для изучения уровня мотивации и познавательного интереса учащихся 4 класса (2013/2014 учебный год) я использовала метод диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению, основанный на опроснике психолога Б.К. Пашнева (Приложение 3). Анализ результатов диагностики показал, что 77% учащихся выполняют учебные задания разными способами решения, 90% учащихся нравится заниматься интересным учебным заданием, 86% предпочитают самостоятельно выполнять задания.
Систематическое использование разноуровневых заданий позволило не только ликвидировать пробелы, но и проследить динамику роста качества образования и повышения мотивации изучения русского языка. Для сравнения были взяты ведомости успеваемости учащихся с III по IV классы. (Приложение 4).
Средний балл успеваемости учащихся по учебному предмету «Русский язык» в 2012/2013 учебном году – 7 баллов, в 2013/2014 учебном году – 7,9, прослеживается динамика роста на 0,9 баллов. В 2014/2015 учебном году средний балл снизился на 0,3 балла и составил 7,6 баллов. В IV классе это можно объяснить сменой педагога и периодом адаптации (Приложение 5).
В сравнение 2012/2013 учебного года и 2013/2014 учебного года наблюдается положительная динамика увеличения количества учащихся, которые по итогам учебного года усвоили программу по русскому языку на достаточном и высоком уровнях учебных достижений (Приложение 6).
Считаю, что основная задача дифференцированного обучения – вовлечь в работу каждого учащегося, помочь «слабому», развивать способности «сильных», мною решена.
Заключение
Цель опыта достигнута.
Дифференцированный подход к организации работы младших школьников в значительной степени активизирует познавательную деятельность учащихся. Дифференцированные самостоятельные задания способствуют развитию умственных способностей, творческих возможностей каждого. К тому же дифференциация позволяет более полно учитывать индивидуальные особенности каждого школьника: характер восприятия, мышления, внимания, памяти, уровень подготовленности, особенности темпа работы, интересы, отношения к учебе. Дифференциация учебных заданий способствует повышению эффективности самостоятельной работы.
В последнее время происходит переориентация оценки результата образования с понятия «образованность» на понятие «компетенция». Компетенция - способность применять свои знания и умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего характера, также в определѐнной области.(Приложение 7 достижения).
Своими наработками охотно делюсь с коллегами: даю открытые уроки, передаю мастерство молодым учителям, выступаю на педсоветах, методических объединениях, семинарах.
В настоящее время я продолжаю работать по накоплению и систематизации разноуровневых заданий по русскому языку. Они систематизированы по классам, по разделам программы и по темам.
ЛИТЕРАТУРА
- Асташова, А.Н. Теоретические основы дифференцированного подхода к обучению младших школьников / А. Н. Асташова // журнал Пачатковае навучанне: сям'я, дзiцячы сад, школа: Навукова-метадыч. часопiс / Ред. журн. "Адукацыя i выхаванне" . – 2004 . – N1 . – С. 48-53.
- Катонова, Е.М. Методика преподавания русского языка в начальной школе. Асташова, А.Н. Дифференцированный подход к обучению русскому языку в начальных классах. Методические рекомендации по организации уроков русского языка.
elib.bspu.by/bitstream/doc/2203/1/МПРЯиЛЧ.pdf (128Кб) - 30.01.2015;
- Шабалина З.П. Дифференцированный подход в обучении младших школьников. // Начальная школа, - 1990, №6. С. 81-82
Приложение 1.
Разноуровневые задания для 3-4 класса
Состав слова.
Окончание и основа.
1 уровень.
Спишите слова. Выделите основу и окончание.
Парта, партой, у парты; высокая, высокий, высокое.
2 уровень.
Напиши по образцу. Выдели основу и окончание.
Образец: дощатый домишко – дощатые домишки.
Чудесная встреча - …, старый дедушка - …, широкое море - …, чайная чашка - … .
3 уровень.
Прочитайте, найдите лишнее слово. Напишите остальные слова, выделите в них основу и окончание.
Белый, белая, белка, белое. Лиса, в лесу, за лесом, лес.
Корень. Однокоренные слова.
1 уровень.
Спишите слова, рядом напишите однокоренные. Выделите корень.
Каменщик - …, лётчик - …, связист - …, пианист - … .
2 уровень.
Спишите, приписывая по одному однокоренному слову. Выделите корень.
Сахар - …, гусь - …, утка - …, суп - …, хлеб - …, тигр - … .
Образец: мыло – мыльница, аист – аистёнок.
3 уровень.
Выберите однокоренные слова. Запишите их в таком порядке: предмет, признак предмета, действие предмета.
Весна, говор, зелень, белить, разговор, зеленеет, белила, зелёный, белый, говорливый
Род имен существительных.
1 уровень.
Выпишите имена существительные и запишите их в три столбика по родам.
Мечтал, красивое, ходил, яблоко, бродил, мебель, адрес, чашка, чувство, разведка, дело, лучистый, путник, мир, удача.
2 уровень.
Из слов строчки составьте предложения так, чтобы получились пословицы. Укажите род имён существительных.
Почёт, рядом, труд, живут, и.
Матери, лучше, сердце, солнце, греет.
Мастерство, в, почёте, всегда.
До, язык, Киева, доведёт.
3 уровень.
Составьте рассказ, используя слова.
Утро, дождь, плащ, луч солнца.
Определите род всех имён существительных.
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ.
Род имён прилагательных.
1 уровень.
Запишите словосочетания. Определите род имён прилагательных. Выделите окончания.
Голуб… лужа. Поздн… листопад, ленив… течение, вечерн… мгла, детск… театр, ночн… разбойник, хлебн… растение.
2 уровень.
Подберите к выделенным словам однокоренные прилагательные. Напишите словосочетания. Определите род прилагательных, выделите окончания.
Крыша из железа, дом из кирпича, лента из шёлка, варенье из клубники, платье из бархата, кисель из малины.
3 уровень.
Замените прилагательные противоположными по смыслу. Определите род имён прилагательных и выделите окончания.
Лёгкая задача, лёгкая ноша, слабый голос, слабое знание, мелкий пруд, мелкая рыба, старый охотник, старый дом.
Местоимения.
1 уровень.
Спишите. Раскройте скобки. Подчеркните местоимения.
(У) меня сегодня день рождения. (Ко) мне придут гости. (В) моей коллекции появится новая марка. (На) ней будет изображена природа. Мне нравится пейзаж.
2 уровень.
Спишите, вставляя пропущенные буквы. Определите лицо местоимений.
Прин..сли нам щенка спаниеля, вел..чиной со среднюю крысу. Кошка наша на шкафу стала готовиться к пры..ку. Ей, конечно, непонятно: крыса это или щенок. Чтобы развлечь его, я принёс из кухни кость. И пол..жил ему под нос.
3 уровень.
Соберите предложения. Существительное сойка замени местоимениями. Запишите.
Но, по характеру, разбойник, настоящий, сойка. Красивая, сойка, птица. Легко, сойку, по, узнать, на крыльях, перьям, белым и чёрным. Бояться, сойку, маленькие, не только, но и, птицы, большие. Разоряет, сойка, гнёзда, расклёвывает, птичьи, яйца, птенцов, губит.
ГЛАГОЛ.
Неопределённая форма глагола.
1 уровень.
Образуйте глаголы неопределённой формы.
Кусает, ходит, шумит, прыгнул, сверкает, взмахнул, смотрел, любит, срезают, делает.
2 уровень.
Вставьте вместо точек глаголы неопределённой формы.
Кто хочет много …, тот должен мало … .(знал, спал)
Лучше хорошо …, чем хорошо … . (поступал, говорил)
Умение … дороже золота. (работал)
Нам песня … и … помогает. (жил, строил)
3 уровень.
К данным словосочетаниям подберите близкие по значению глаголы неопределённой формы. Составьте с одним из словосочетаний предложение.
Повесить нос, витать в облаках, держать язык за зубами, задать перцу, водить за нос, бить баклуши.
Приложение 2
Тест для 4 класса
Какой буквой и каким звуком обозначено выделенное место в слове хо…ьба?
Буква д, звук [д']
Буква д, звук [т']
Буква т, звук [т']
Буква т, звук [д']
Укажите, в каких словах верно выделено окончание
грибы (бы)
постоит (ит)
ходишь (шь)
роялем (ем)
Укажите, какие из данных слов являются именами существительными
завтра
побег
фамилия
больше
Укажите имена существительные 2 склонения в творительном падеже
дорогой
сараем
яблоком
полю
Найдите имена существительные 3 склонения
уголь
трусость
словарь
лень
Укажите слова с буквой "и" в корне
осв…тит
заскр…пел
в…черний
ож…вает
В каких словах есть непроизносимый согласный "т"
радос…ный
небес…ный
мес…ный
опас…ный
Укажите, какое слово нужно писать раздельно
(при) ехать
(при) рода
(при) морский
(при) доме
Укажите слова с удвоенной согласной
и(л; лл)юстрация
мо(л; лл)одёжь
ка(с; сс)а
и(с; сс)тория
Найти слово с разделительным ь
солов…и
с…езд
по…явление
под…ёмник
Укажите слово с буквой "а" в приставке
р…ссказ
п…дводный
…тпить
д…писать
Укажите существительные, в окончании которых пишется "е"
на скорост…
у опушк…
по тропинк…
о товарищ…
Словосочетание - это
грамматическая основа предложения
сочетание двух слов
слова, связанные по смыслу
сочетание двух (и более) самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически
Найдите словосочетания с главным словом, выраженным глаголом
вспышки молнии
выпал на рассвете
шумит ветер
выросла сосулька
принес тетрадь
снежинки красивы
В предложении "Тучи ползли по небу медленно, скучно, однообразно" однородными членами являются
подлежащие
сказуемые
дополнения
определения
обстоятельства
Найдите предложения, в которых сказуемое выражено именем прилагательным
Литература – учебник жизни.
Весела весна в лесу!
Небо высокое и прозрачное.
Земля – наш общий дом.
Приложение 3.
Опросник изучения познавательной активности учащихся
на уроках русского языка
Инструкция
Прочитайте приведенные ниже вопросы. На листе для ответов запишите номер вопроса и букву варианта ответа, который наиболее вам подходит. Будьте внимательны, не пропустите ни одного вопроса.
1. Тебе нравится выполнять
а) легкие учебные задания? б) трудные?
2. Ты возражаешь, когда кто-либо подсказывает тебе ход выполнения трудного задания?
а) да; б) нет.
3. Тебе хотелось бы, чтобы после объяснения нового материала учитель сразу вызвал тебя к доске для выполнения упражнения?
а) да; б) нет.
4. Тебе больше нравится выполнять учебное задание
а) одним способом? б) искать разные способы решения?
5. Тебе нравятся трудные контрольные работы?
а) да; б) нет.
6. Ты предпочитаешь на уроке
а) самостоятельно выполнять задания? б) слушать объяснения учителя?
7. Ты предпочел бы заниматься
а) несколькими небольшими заданиями? б) одним большим и трудным — весь урок?
8. У тебя возникают вопросы к учителю по ходу его объяснения учебного материала?
а) да; б) нет.
9. Тебе нравится выполнять трудное задание
а) вместе со всем классом? б) одному?
10. Ты вспоминаешь дома во время занятия другим делом о том новом, что узнал на уроке русского языка?
а) да; б) нет.
11. Ты всегда выполняешь то, о чем просит тебя учитель?
а) да; б) нет.
12. Ты часто дополняешь ответы других учеников на уроке?
а) да; б) нет.
13. Хотел бы ты, чтобы не задавали домашних заданий?
а) да; б) нет.
14. Радуешься ли ты своим успехам в изучении русского языка?
а) да; б) нет.
15. Когда ты выполняешь на уроке интересное учебное задание, трудно ли отвлечь тебя каким-нибудь другим интересным, но посторонним делом?
а) да; б) нет.
разгарнуць » / « згарнуць